Расходное место

Прежде чем рассчитывать на привлечение западных инвестиций, государство само должно научиться тратить деньги. Необходимость привлечения западных инвестиций в российскую экономику стала уже, пожалуй, общим местом в различного рода дискуссиях. Таким же общим местом стали традиционные жалобы потенциальных инвесторов на пробелы в законодательстве, недостаточную защищенность их прав и»чисто российский риск»в целом. Равно как и обещания государства все исправить, всех защитить и обеспечить процветание населения все еще почти одной шестой части света.

Между тем очень похоже, что, как это часто бывает, обсуждается совсем не то, что должно было бы обсуждаться. Более того, события последнего года показали, что привлечение частных инвестиций — проблема для России далеко не главная. Денег в стране сейчас довольно много, в том числе у государства. Однако способы их расходования способны скорее отпугнуть, чем привлечь иностранных инвесторов. В самом деле, посмотрим, на что смотрит потенциальный инвестор, решая, вкладывать ли деньги в Россию. Естественно, в первую очередь на состояние бюджета. Причем не только потому, что боится, что государство не вернет ему деньги — после кризиса 1998-го мало кому из иностранцев вообще приходит в голову давать в долг нашему правительству. Но даже вложения в частный сектор зависят от общего состояния дел в стране — хотя бы потому, что возможные девальвационные и инфляционные эффекты способны серьезно сократить ожидаемую прибыль.

И что же видит инвестор, анализируя государственную финансовую политику России? На самом деле, ничего хорошего. Судите сами. Последние переговоры с МВФ прошли явно неудачно, что резко снижает вероятность реструктуризации долга как перед самим фондом, так и перед Парижским клубом кредиторов. Несмотря на это, председатель ЦБ Виктор Геращенко заявляет, что не видит в этом ничего катастрофического (Центробанку и вправду это не способно сильно повредить), правительственные же чиновники с комментариями не спешат и готовятся к очередному, похоже уже безнадежному, раунду переговоров.

При этом все понимают, что трудности с бюджетом 2001 года становятся все более вероятными: если не удастся договориться с международными финансовыми организациями, то, несмотря на ожидаемые дополнительные доходы, в нем, по экспертным оценкам, останется»дыра»примерно в 50 млрд. рублей. Не особо много, конечно, но все равно неприятно. Гораздо хуже другое. Именно в этот момент неопределенности президент Владимир Путин один за другим подписывает несколько указов о 20-процентном повышении зарплаты различным категориям госслужащих. При этом совершенно не ясно, где взять на это деньги в будущем году в случае срыва переговоров с МВФ.

Более того, не совсем корректными представляются подобные действия и в этом году, несмотря на значительные дополнительные доходы бюджета. Поскольку доходы эти получены не совсем честным путем. Не в том смысле, конечно, что незаконным, а в том, что государство часть этих денег на самом деле не заработало, а напечатало.

Действительно, вспомним, что обеспечило столь высокий сбор налогов в этом году. Очевидно, в первую очередь — эмиссионная политика ЦБ. Он непрерывно печатал деньги, чтобы скупать поступающие в страну нефтедоллары. А потом значительную часть этих денег в виде налогов государство получало обратно, но уже на счета правительства. Все это в конечном счете привело к значительному всплеску инфляции летом этого года. После чего власти испугались и стали говорить о необходимости уменьшения денежной ликвидности. Минфин даже начал гасить долг перед Центробанком и, кроме того, накопил значительные денежные средства (по нашим данным — порядка 100 млрд. рублей) на своем счете в ЦБ и не выпускал эти деньги на рынок. Теперь придется раскошелиться на зарплаты бюджетникам. И смириться с ростом инфляции. При этом интересно отметить следующее. В описанной схеме самому ЦБ было бы выгоднее немного опустить курс доллара, чтобы поменьше платить за скупаемую валюту. Однако он продолжал держать курс высоким и тем самым, по сути, выступал главным стратегическим инвестором российской экономики. Но как по-разному распорядились этими деньгами их получатели!

Экспортеры, получившие дополнительную прибыль, охотно пускали ее на техническую модернизацию и новые инвестиции в промышленность. Государство же весь год лишь последовательно повышало зарплату своим менеджерам (то есть чиновникам), его планы по рекапитализации банковской системы и созданию Российского банка развития пока еще остаются лишь на бумаге. То есть руководство страны показало себя довольно слабым менеджером, готовым ради роста собственной популярности пренебречь интересами инвесторов и долгосрочными интересами государства. И прав был представитель Минэкономики, утверждавший на конференции»Коммерсанта», что основная причина нехватки инвестиций в России — плохой менеджмент, и советовавший бизнесменам нанимать западных специалистов. С единственной оговоркой — начинать решать эту проблему властям нужно с себя. Тогда и иностранные инвестиции пойдут. А может, даже и не понадобятся.